Шесть правил общения с гиперактивным ребенком

Нежелание сидеть на месте дольше двух минут, постоянная болтовня или беготня по классу – раньше таких детей наказывали. Теперь – лечат. Гиперактивные дети есть в каждой школе. По данным Минздрава, в Украине около 12% школьников болеют Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Очень часто лечение болезни замедляется ошибками матерей и отцов.

«Отцовский клуб» попросил специалиста рассказать о типичных ошибках родителей, воспитывающих таких детей. Вот отрывок из нашего интервью с Натальей Рубель, психологом, когнетивно-поведенческий психотерапевтом, директором Киевского института рационально-интуитивной психотерапии «Я».

Более десяти лет я консультирую семьи с такими детьми и вижу, что это не надуманная проблема. Синдром с дефицитом внимания и гиперактивностью (СДВГ) — это медицинский диагноз. Первые признаки видны уже в возрасте от двух до трех лет.  К примеру — ребенку сложно сконцентрироваться на каком-то задании больше трех или пяти минут (рисовать, складывать пирамидку). Второй признак — у малыша тревожный сон: его сложно уложить спать днем или вечером, а ночью он часто просыпается. Третий — важный признак: ребенок ходит на носочках (ахиллесов рефлекс).

Во всех таких случаях нужно обращаться к детскому неврологу.

То, что видно сразу и всегда беспокоит родителей:  повышенная двигательная расторможенность. Ребенок бегает по помещению и это не игра, а не умение сосредоточиться и успокоиться. Он не может сидеть и выполнить простое задание в течение 5-10 минут. Гиперактивному ребенку свойственны мелкие движения: часто барабанит пальцами или дергает ногой.

Еще хочу обратить внимание родителей на излишнюю говорливость таких детей. Если в пять лет у ребенка нет связанного рассказа, не умеет определять причинно-следственные связи: что было сначала, что будет потом? Это говорит о том, что у ребенка не развиваются соответственно возрасту мозговые функции.

Лучше всего в семье принять некий «свод правил» для общения с гиперактивным ребенком

Первое. Если родители хотят, чтобы малыш их услышал, нужен контакт глаз. Прежде чем что-то говорить гиперактивному ребенку, нужно понять он вас слушает или отвлекается.

Второе — общаясь с ребенком, не пустословьте, говорите по делу. Например, многие родители скажут: «Сколько можно разбрасывать свои учебники, я же тебе сказала сложить математику еще вчера». Это плохой вариант. нужно иначе: «Математику в портфель. Тетради — в папку. Папку — в портфель». Используется краткий стиль. Особенно, это важно при формировании общения в семье. Потому что задача взрослых: обучить ребенка давать инструкции самому себе. Это и есть основной дефект гиперактивного школьника: неумение планировать свои действия.tkachenko-152-1

Третье —  указания должны быть разрешающими. Т.е. если вы говорите что нельзя делать, тут же говорите, а что можно. Например, «Нельзя рисовать на стене, но можно рисовать вот здесь». Потому что основная проблема взаимодействия таких детей с окружающими — это постоянные одергивания, замечания, негативный акцент. Родители должны ответить себе на вопрос: «Всегда ли мы поддерживаем правильное поведение гиперактивного ребенка?» Всегда ли ваш сын (или дочь) узнает от вас, что вот сейчас он сделал правильно (сказал, поступил). Ведь основная проблема в общении отцов и таких детей: это негативный акцент на ситуациях. В процессе воспитания нужно сформировать социальные навыки, т.е. проще говоря, научить «вести себя правильно».

Четвертое — нужно использовать физический контакт, особенно, если дети маленькие. Чем младше ребенок, тем важнее физическое взаимодействие. Когда я об этом говорю родителям, они меня спрашивают: «Это что значит — бить его?» Нет, конечно, имеется в виду: взять за плечо, мягко развернуть ребенка к себе. Потому что для детей 2-3 лет слова вообще не работают, важнее физическое прикосновение. Т.е. используем нормальный физический контакт для улучшения взаимопонимания.

Playgroup45Пятое —  должны быть прописаны правила поведения, о которых ребенок знает. За их соблюдение ребенок сразу вознаграждается – это отдельная большая тема. Потому что детям такого типа в силу дефицита внимания, дефицита саморегуляции очень сложно вести себя воспитано.

Шестое — нужно давать выбор ребенку. Может, это напоминает манипуляцию, но помогает преодолеть его упрямство и сопротивление. Допустим, родитель может спросить: «Ты хочешь уроки сделать до мультика или после?» Т.е. не принимаем во внимание, что уроки не делаются, а акцент на том, когда школьник их сделает. Лучше использовать такие конструкции: сначала ты…., потом ты …. Это облегчает его готовность к следующему действию. Нужно учитывать, что у гиперактивного ребенка длинный тормозной путь. Т.е. если он смотрит мультик, а вы ему хотите напомнить об уроках, предупредите его: «Через 2 минуты закончится мультик, потом мы приступаем к урокам». Потому что именно этим детям сложно переключаться от одной деятельности к другой.

Конечно, правил может быть больше. Это основные.