Пять навыков критического мышления

Мы живем в мире фейков и манипуляций. Взрослые уже к этому привыкли и умеют отличать правду от лжи. Как научить детей критическому мышлению? Несколько практических советов и наблюдений от основательницы Youth Flow Academy Ирины Мельниченко

1. Ставим под сомнение общепринятые источники информации

Работая в Академии с подростками, в начале сезона в первой беседе мы задаем ребятам какой-нибудь вопрос, просим их выразить мнение. Они нам отвечают. Мы спрашиваем: “А где аргументы, откуда вы эту информацию взяли?” Звучат ответы: Википедия, Google. И мы уточняем: “Википедия — это последняя инстанция? Почему вы решили поверить Википедии?” И видим круглые от удивления глаза. Для нынешнего поколения молодых людей неоспоримый факт — это то, что написано в интернете.

Так мы учим работать с информацией, выстраивать причинно-следственные связи, задавать вопросы себе, другим людям, понимать логическую цепочку.

2. Пять «почему?»- докапываемся до следующего слоя

Небольшая техника, полезная в нашей жизни: “Пять почему”. Вы столкнулись с какой-то проблемой. Задайте себе вопрос: “Почему?” Увядает комнатный цветок. Почему? Потому, что не полили. Потому, что не хватает света. Потому, что срок жизни растения заканчивается. Собираем такие вопросы-ответы. Важно выстроить иерархию. Не рассеивать свое внимание на все возможные варианты. Выстроить последовательность. Что влияет на проблему больше всего. Это приводит к максимально быстрому результату, получению рецепта решения проблемы. Когда вы тренируетесь таким образом, это становится привычкой, развивается критичность и системность мышления.

3. Тесты на критичность мышления

Есть очень известный метод определить, насколько развито критическое мышление — тест Эббингауза. Его можно проводить с детьми начиная с седьмого класса. Это один абзац текста, в котором нужно вставить пропущенное слово в логической связи. Оценивая результаты, обращают внимание, насколько уместно слово, которое вставили, и насколько быстро дети решили задачу. Это показывает эрудированность и способность структурировать информацию.

4. Развиваем чувство уверенности

К подростковому возрасту личность формируется, ребенок уже является продуктом социума. И тут уже нужно учить различать мифы, опровергать стереотипы, и успешность зависит не только от функций мозга, но и от психологии. Чтобы сомневаться в чем-то, подросток должен иметь внутренний стержень, силу уверенности.

Родители для ребенка всегда образец и последняя инстанция. Чтобы сказать родителю: “Извини, ты неправ”, или “Твоя информация устарела, я перепроверил”, нужна сила воли, уверенность в себе. Нужно преодолеть тревожность, нерешительность.

Часто происходит так, что взрослые боятся критического отношения ребенка, это ставит их авторитет под сомнение. Родителям нужно быть осознанными. Молодое поколение сейчас отличается прагматичностью. Это люди другого склада. По-старинке (делай так, как я сказал) с ними не получится. Требовать, чтобы ребенок принял на веру убеждения родителя — ход неверный. Нужно разговаривать, находить время и силы, возможности поддерживать диалог с ребенком. Это повышает доверие между членами семьи и понимание ценностей. Без дополнительных знаний, самообразования, сложно вырастить здоровую личность.

Мы переносим на детей многие наши установки, которые сформированы в совершенно другом времени, в других условиях. И внедрять эти установки в мышление ребенка 21-го столетия может быть опасно. У нас есть активные родители, они интересуются, чем занимается ребенок, и потом начинают самостоятельно изучать некоторые темы, которые мы с ребятами проходим в Академии. Ребенок приходит домой в восхищении после занятий, начинает задавать родителям какие-то логические задачки. Взрослые теряются: “Ой, а я этого не знаю, не понимаю, как это”, потом обращаются с инициативой: “А проведите нам мастер-класс на эту тему, мы тоже хотим об этом знать”. Готовность родителей развиваться очень важна.

5. Используем ТРИЗ — теорию решения изобретателских задач

Системность и критичность существуют вместе. Можно быть способным анализировать информацию и делать выводы, когда есть понимание системы. Предмет, который интересует — с чем он связан, из чего состоит? Какие взаимосвязи, факторы влияния на этот предмет? Этот первый фундаментальный шаг очень важен. Разработать в себе системное мышление. Для этого, конечно, нужно иметь начитанность, эрудированность, развитый интеллект. В младшем школьном возрасте нужно делать много логических задачек. И в дальнейшем тренироваться. Тогда мозг находится в тонусе, нарабатываются связи между нейронами, остаются в активном состоянии.

Ребенок выучивает, получает свою оценку, и дальше не знает, как это знание применять.

К сожалению, в средней школе существует четкое распределение между предметами — География, История и т.д. Идет концентрация на изучение одной узкой темы, параграфа. Ребенок на этом сосредотачивается, выучивает, получает свою оценку, и дальше не знает, как это применять.

Мы пользуемся технологией ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), которая развивает и системное, и креативное, и критическое мышление. Она была разработана для инженерных целей около 60-ти лет назад, но показала свою универсальность. Технология работает и в бизнесе, для решения бизнес-задач, и в педагогике. Направление ТРИЗ-педагогики нацелено на развитие этих качеств в младшем поколении. Для школьников ТРИЗ обеспечивает создание межпредметных связей.

Множество задач, которые мы решаем — это ситуации, которые происходят в жизни. Жизнь не дает нам четких условий задачи, их нужно самому сформулировать. Из массы информации тебе нужно выделить факты, важные для решения конкретной задачи. Когда нужно быстро вспомнить и математику, и астрономию и историю, чтобы понять, какие условия были у людей двести лет назад, когда они решали эту задачу, и включить прогнозирование на базе знаний, которые мы получаем.

На занятии дети получают новую информацию. Потом преподаватель должен убедится, что они ее понимают. После чего идет этап применения знания. Задействуются высшие способности — синтез, анализ и прогнозирование. Именно по умению прогнозировать в рекрутинге ценятся топ-менеджеры, которые способны оценить ситуацию, предположить, что будет дальше. Этим качеством обладают единицы. Для бизнеса прогнозирование снижает риск ошибки, нежелательного сценария. Для ребенка это дает целостную пониманию картины мира. Вот чего очень не хватает в современных образовательных программах.

Каждая задача — это поле деятельности, нет единственно правильного ответа.

Занятия в Академии — немного теории, и большей частью решение нестандартных задач. И каждый ученик выходит из аудитории с чувством, что он молодец, он победитель. Ведь нет единственно правильного ответа. Каждая задача — это поле деятельности. В технологии есть несколько принципов, которые нельзя нарушать, и придерживаясь их, можно получить несколько правильных решений. На занятии было десять учеников — и каждый прав. Это провоцирует пытливость, деятельность. Детям хочется больше узнавать, находить новые объекты исследования, что-то предлагать. Повышается уверенность в своих силах.

Книги о развитии критического мышления

Понять, какие у нас происходят мыслительные процессы, поможет книга Дэниела Канемана “Думай медленно… Решай быстро”, вышедшая в 2011 году. Автор описывает типы мышления, как происходит аналитическая работа мозга. Эта книга повышает личную эффективность.

В книге Донеллы Мендоуз “Азбука системного мышления” (2010 год) собраны инструменты, помогающие понять, что делать. Как в исследуемой ситуации создать модель, как в этой модели найти зерно решения. И очень важна, о чем мы часто забываем, обратная связь. Каким образом понять, что принятое решение было верным.

Специалист по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин имеет большой опыт работы со школьниками, он написал много книг на тему ТРИЗ-педагогики:

“Объяснить необъяснимое” (2011 год)
Книга состоит из оригинальных задач, составленных на основе реальных событий и фактов. Задачи изложены в занимательном стиле и сопровождаются интересными сведениями справочного характера, удивительными фактами, а также комментариями ученых.

“Сказки-изобреталки от кота Потряскина” (2009 год)
Книга содержит 36 задач, в их центре — сказочный герой, который должен найти выход из того или иного затруднительного положения. Юный читатель вместе с героем ищет решение, используя предлагаемые подсказки и комментарии.

“150 творческих задач о том, что нас окружает” (2010 год)
Книга предназначена для тренировки навыков изобретательского и исследовательского мышления учеников средних и старших классов. В нее включены задачи из сферы биологии, экологии и сельской жизни, а также элементы теории решения открытых задач. Задачи сопровождаются интересными историческими сведениями, редкими фактами из жизни растений и животных.

Для родителей есть множество литературы и упражнений, позволяющих решать задачи совместно с ребенком на разных уровнях сложности в зависимости от возраста. Например, в интернете на сайте ТРИЗ можно найти сказки для малышей. В канве повествования прививается способность логически мыслить и отслеживать причинно-следственные связи. Они полезны и для взрослого, это развивает мышление.