Путеводитель по раннему развитию

Ранее развитие стало модным трендом. Детей чуть ли ни с пелёнок учат иностранным языкам, счёту, рисованию, лепке и даже плаванию. С какого возраста и чему нужно учить – своим опытом делится детский и семейный психолог Ольга Перекопайко

Докторы и специалисты в области развития детей не первый год спорят о пользе методик раннего развития. С одной стороны, ребёнок умён, подготовлен к школе, его время распределено, что очень важно в раннем возрасте, он умеет слушать и познавать. Но с другой стороны, ребёнок может утратить связь с родителями из-за перегруженности различными курсами и кружками. Может потерять мотивацию учиться или просто устать от рутины.

Психолог Ольга Перекопайко занимается с ребенком во время диагностической игры «Приключения Львенка»

Что полезно и что вредно? В каком возрасте и какие темы лучше начинать изучать? Чтобы выяснить это, я объединила и адаптировала методики, которые определяют уровни развития навыков у детей. Благодаря поддержке бренда Локо Моко и психологов фонда “Каритас” мы проводили игровые встречи, во время которых, дети проходили диагностическую игру “Приключения Львенка”. Эти игры мы провели Киеве, Днепре, Львове, Тернополе и Хмельницком. Результаты игр показали, что у детей шести лет наиболее развита зрительная память и образное мышление. Это значит, что детям легче будет воспринимать информацию (математика, логика и т.д.) через активности на запоминание: номера автомобилей, образов, символов, графических изображений, игры на внимание. Хорошо знакомить с предметами окружающего мира и особенностями языков через шарады, ребусы, кроссворды, играть в «Эрудит».

Когда и с чего лучше начинать развитие?

С 3-х лет — чтение и счёт

Современный человек – это человек считающий и читающий. Ни один человек не обходится без базовых знаний письма, чтения и счёта. Эти навыки лучше всего осваивать с самого раннего детства, пока мозг малыша схватывает все налету. Не ограничивайтесь только совместным чтением, обязательно пользуйтесь всем, что вас окружает: считайте ступеньки, птичек на деревьях или подмечайте сколько по дороге в сад встретится людей в красной обуви; описывайте явления природы самыми разными словами и обязательно с эмоциями – это развивает речь и эмоциональный интеллект. Читайте надписи с лева на право и наоборот. Предлагайте ребёнку придумать свои собственные рассказы!

С 4-х лет – письмо и иностранные языки

Чем раньше малыш услышит иностранную речь, тем легче и быстрее он её освоит. До семи лет ребёнок впитывает знания как губка, поэтому не стоит откладывать изучение языков в долгий ящик. Легче всего язык усваивается в игре. Рисуя, играя, гуляя в парке, родители могут произносить названия игрушек и окружающих предметов сначала на родном языке, а затем на иностранном, тем самым помогая ребёнку быстрее влиться в изучение нового языка. Если семья двуязычная, замечательно было бы один день разговаривать на одном языке, а на следующий — на другом. Единственным исключением может быть, если у ребёнка есть логопедические сложности, сначала ставим свою речь, а потом подключаем второй язык.

С 5-ти лет — Изобразительное искусство/ лепка тестом, пластилином, глиной.

Стремление ребёнка отразить мир как можно правдивее в рисунках и поделках не только развивает его моторику и абстрактное мышление, но так же помогает дальнейшему развитию восприятия. Творческие занятия являются восхитительным терапевтическим процессом, что помогает ребёнку справиться с накопившимися эмоциями, прожить их и не копить в себе.

Данные исследования по игре «Приключения Львенка»

Каким бы ни был выбор родителей по развитию ребёнка, самое главное — не подавить природную любознательность малыша и его жажду познания. Нельзя перегружать ребёнка, всегда оставляйте время на игры и отдых. Важно, чтобы ребенок находился в коллективе сверстников, будь это детский сад, дворовая площадка или центр детского развития. Родители не должны спешить решать за него все проблемные моменты и подсказывать мудрые решения. Давайте ребенку возможность учиться прогнозировать развитие разных ситуаций и корректировать своё поведение. Хорошо, когда взрослые задают вопросы своим чадам: а как ещё можно было поступить в той или иной ситуации, чтобы последствия были другими. В стремлении вырастить детей развитыми и успешными, не забывайте давать им побыть детьми!

Существует большое количество разных методик раннего развития, однако все они направлены на интенсивное развитие ребёнка. В зависимости от возраста детей программы обучения значительно отличаются. Общим является то, что они формируют в ребёнке мотивацию к обучению, способность концентрироваться, самостоятельность, ответственность, а также организованность и дисциплинированность.

Автор: Ольга Перекопайко — детский, семейный психолог

Читайте также. Почему ребенок не хочет учиться? 

На фото после заголовка — дети во время игры «Приключения Львенка»

Читайте также. 25 способов узнать как на самом деле у ребенка дела в школе