Как подружить ребенка с деньгами — десять главных правил

Любой родитель хочет, чтобы дети жили лучше его. Но важно оставить в наследство не состояние или счета, а правильное отношение к деньгам. Толковые советы отца двоих детей и главного редактора журнала «Деньги» Александра Крамаренко

Правило первое. Начинайте объяснять ребенку что такое деньги с того возраста, когда он освоил устный счет. Чаще всего это дошкольный возраст — 6-7 лет. Для этого хорошо подходят монеты. Жаль только, что на них у нас нынче почти ничего не позволяют купить. Но зато легко показать, что за десять монет по гривне можно купить большое вкусное мороженое, а за десять монет по 50 копеек ? нет. Это замечательно в возрасте до 6 лет, когда дети осваивают устный счет. Заодно и в устном счете попрактикуемся. Цифры на ценниках – отличное упражнение. Так постепенно можно перейти и к банкнотам, к цифрам на них.

Правило второе. Ребенку необходимо мягко передать идею накопления. К примеру: подарить на день рождения не игрушку, а небольшую сумму — 200 или 300 гривен. А если так сделали не только вы, родители, но и родственники или друзья, тогда у малыша появляется выбор: сложить все подаренные деньги вместе и купить себе что-то более ценное. Или потратить порознь на что-то более обыденное.
Возможно, ребенок захочет, чтобы бабушки-дедушки в складчину купили ему недешевый планшет? Поздравления! Ваше дитя начало осваивать основы бюджетирования.

Читайте также. Расскажите вашим детям сколько вы зарабатываете

Правило третье. Сумма карманных денег должна зависеть не от ваших возможностей, а от уровня восприятия ребенка. Дошкольники живут одним днем, им не нужно выдавать деньги на неделю или на месяц. То есть выдали сегодня – на то, что нужно сегодня оплатить. Не стоит впихивать понятия, до которых он банально не дорос. Не плыть по воле волн, но все же не давить и не впихивать то, к чему ребенок не готов. И да, деньги – это не самоцель, а инструмент. Инструмент управления интересами, желаниями, успехами)))
Вот мы пошли в школу – тут та же история: до восьми-девяти лет лучше выдавать деньги на карманные расходы ежедневно. И обсуждать — на что именно это должно быть потрачено.409809901001599640360no

Правило четвертое. Сумма, которую вы выдаете, должна быть чуть больше, чем он потратит не неизбежные ежедневные расходы. К примеру, булочки или печенье в школьной столовой стоят 20 гривен, значит можно выдать 30 или 40. А остатки каждый день откладывать в отдельный конверт или копилку. Такая тактика нужна, чтобы научить планированию и бюджетированию.

Правило пятое. Используйте накопления как стимул. То, что ребенок накопил, нужно тратить только на то, что он хочет сам — игрушки, книги, игры,конструкторы. Иначе вы просто лишите его мотивации накапливать. Если туфли, кроссовки, рубашку или штаны вы и так собирались ему купить, не поддавайтесь соблазну использовать 1000 гривен из его накоплений. Сейчас сэкономите, а ребенку будет обидно, сами потом пожалеете, что лишили его такой интересной взрослой игры как накопления.

Правило шестое. Как только увидите, что дитё способно самостоятельно сохранить и потратить с толком, можно предпринять смелый шаг – начать выдавать ему деньги на неделю. Разумеется, вряд ли стоит ожидать этого раньше девяти лет. Хотя…. Нынче дети развиваются быстро, если видите, что умеет планировать и разумно вести свой маленький ежедневный бюджет, — рискните перейти на еженедельный.

Правило седьмое. После 10 лет вполне можно отправлять ребенка за мелкими покупками, думая о его безопасности, конечно. И можно предложить при походе в супермаркет вместе покупать по заранее составленному списку – и приучите к пониманию ценности денег, цен, трат. А заодно – вложите в голову непринятие спонтанных покупок, которые пробивают бреши в личном бюджете.

Правило восьмое. После 10 лет – самое время начать рассказывать о депозитах, кредитах, кредитных картах. Это «взрослый мир», детям очень интересно туда заглядывать. Оптимально, если такие разговоры будут возникать в результате интереса со стороны ребенка, а не под давлением родителей.  Переход на недельное личное денежное планирование – чудесный повод для того, чтобы познакомить ребенка с работой денег. То есть к тому, что деньги способны на тебя работать. Схема очень проста. Договариваемся, что накапливаемые еженедельно суммы после карманных трат собираем в «копилку», чтобы потратить на какую-то мечту.
Если собранная сумма по итогам месяца – дольше в этом возрасте не стоит планировать, нет пока осознания таких сроков – окажется не меньше оговоренной изначально, родители добавляют свою часть. И эта часть вполне может быть вдвое-втрое больше собранной самим ребенком.

Читайте также. Безотцовщина повышает вероятность бедности

Так постепенно можно выйти на следующий уровень: выдачу ежемесячного «вспомоществования». Скорее всего, это реально сделать после 12-13 лет – в зависимости от склада характера и адаптации к денежным умениям))).

Правило девятое. Размер доходов или расходов семьи — внутренняя информация. Дети должны понимать, что это никому из посторонних знать не нужно. «Деньги любят тишину» ? это относится не только к банкам, но и к семьям. Ведь чужие люди могут интересоваться нами и нашей семьей с недобрыми целями. Детям нужно в очень раннем возрасте пояснить, что папа с мамой и братики-сестрички ? это ближний круг, в котором можно и нужно доверять. И есть круг дальний ? где лишнего говорить ни к чему. И что о таком интересе к внутрисемейным делам со стороны «чужих» нужно рассказывать родителям.

Правило десятое. В 12-13 лет ребенку можно платить ребенку за какое-то дело, которое находится за рамками обыденных домашних работ. Оплату должна следовать в таком возрасте практически незамедлительно. Но постепенно такие работы могут становиться более и более растянутыми во времени. Например, что-то делать не «здесь и сейчас», а, например, на протяжении недели. Тогда и оплата – по итогу. То есть создается навык планирования работы, деятельности. После 12-13 лет ребенок уже должен приучаться планировать перспективы, «проекты» в горизонте 1-2-3 месяцев, не меньше.dad_6
В этом возрасте поездки с родителями на отдых за границу и в красивые места в Украине вполне могут служить для мотивирования. В смысле: дети должны понимать, что такое приятное времяпрепровождение – результат предварительно приложенных усилий, эдакая «награда себе».
После 13 лет вполне можно подсовывать популярные книжки о финансах. С сожалением скажу, что этот объем «денежных» навыков, что описан от начала до вот этой строки, доступен далеко не всем взрослым. Но мы же инвестируем в будущее наших детей?

Читайте также. Расскажите вашим детям сколько вы зарабатываете

Читайте также. Я учу дочь обращаться с деньгами с трехлетнего возраста