Семь этапов мужской инициации

Современным мужчинам не хватает обрядов перехода из мальчишества в осознанную мужественность — таков общий посыл работ юнгианских психоаналитиков, исследовавших особенности поведения и зависимостей мужчин в современном обществе. До того, как эту идею сформулировали Джеймс Холлис и Филип Зимбардо, этапы перехода, или, выражаясь, научным язяком, инициации, были еще в 1904 году описаны Джеком Лондоном в его романе «Морской волк».

Джек Лондон был одним из самым популярных американских писателей в странах, ранее входивших в СССР. И его
психологический приключенческий роман «Морской волк» известен очень многим. Даже если вы не читали его, то, вполне может быть, видели одну из 13-ти экранизаций. Для этой статьи мы выбрали кадры из фильма, снятого Германией и Канадой в 2009 году.

Большинство рецензий и статей на тему этого произведения пишут о столкновении характеров, философии грубого капитана Волка Ларсена и обходят вниманием очень важный составной элемент повествования. Это роман о мужской инициации. Джек Лондон описывает как 35-летний мужчина, воспитанный женщинами, попадает в замкнутый мужской коллектив и как это меняет его характер.

Главный герой — литературный критик Хэмпфри Ван-Вейден, который после кораблекрушения попадает на рыболовецкую шхуну «Призрак».  Первый этап — герой лишается самостоятельности и свободы и вынужден жить в жестокой субординации: «Помимо своей воли я попал в рабство к Волку Ларсену. Он был сильнее меня, вот и все».

Хэмпфри Ван-Вейден только что осознал, что он попал в подчинение жестокому капитану шхуны. Роль Хэмпфри в фильме исполнил английский актер Кэмпбелл Мур.

Второй этап — герой получает рану: «Я сильно ушиб коленную чашечку и страдал от этого несколько месяцев». Членовредительство как этап перехода позже будет описан психоаналитиком Джеймсом Холлисом в книге «В тени Сатурна». Жестокие обряды инициации североамериканских индейцев ученый объясняет так: «Сталкиваясь с неизбежным переживанием боли, юноша через страдание и оцепенение своего тела получает послание – он больше не может вернуться домой. Он пересек черту и вступил в мир взрослых».

Третий этап — герой получает новое имя. «За мной утвердилась кличка «Хэмп», которой наградил меня Волк Ларсен. С тех пор никто на шхуне меня иначе и не называл и я мало-помалу настолько к этому привык, что уже и сам мысленно называл себя «Хэмп», словно получил это имя от рождения».

Четвертый этап — обретение контакта с собственной агрессией. Оказавшись в абсолютно мужском коллективе Ван-Вейден постоянно сталкивается с унижением. «Сила, грубая сила царила на этом подлом судне».

Когда Ван-Вейден возмутился тем, что кок уграл у него деньги, то повар просто бъет его

Он физически и морально слабее остальных. У него не хватает смелости перечить даже обокравшему его тщедушному коку, оправдывая свою трусость тем, что «вступать в драку с озверевшим коком было бессмысленно».  И именно в этом состоянии крайнего унижения герой постепенно осознает — или он научится тоже проявлять свою агрессию или просто погибнет. Если не физически, то морально. В конце концов он решается на открытый конфликт с поваром и только после этого кок перестает унижать Хэмпа. Со временем, завоевав уважение остальных членов экипажа, он решается перечить и самому капитану, к которому раньше испытывал только парализующий страх.

Читайте также. Как воспитать настоящего мужчину? 

Пятый этап — его преображение принимается остальным мужским коллективом. Время идет и 35-летний юнга Хэмп учится ставить и убирать паруса, управлять шхуной, завоевывает все больше авторитета у жесткого капитана и тот назначает его своим помощником. Теперь и сам капитан и все матросы обращаются к нему «мистер Ван-Вейден». Все, как в армии — из слабого духа он становится «дедом», но это еще середина пути.

Научившись постоять за себя, Ван-Вейден обретает авторитет в коллективе

Шестой этап. Борьба за свою женщину. Каждый мужчина мечтает пережить приключение и спасти красавицу. Приключений на охотничьей шхуне хватает и тут Джек Лондон вводит в повествование нового героя — молодую и красивую девушку Мод Брустер. Она  тоже потерпела кораблекрушение и тоже в итоге оказалась в компании Волка Ларсена. Девушка нравится обоим героям — и Хэмпфри и его властному и свирепому капитану. Когда Волк Ларсен пытается изнасиловать ее,  Хэмпфри набрасывается на капитана с кулаками, хотя понимает, что может быть быстро избит. На его счастье у капитана начинается приступ Хэмпфри уговаривает Мод бежать с проклятой шхуны на шлюпке.

Хэмпфри и Мод на необитаемом острове.

Длительное плавание этой пары и их жизнь не необитаемом острове — важнейший этап инициации Ван-Вейдена. Он обретает еще больше новых навыков — учится охотится, разводить огонь, свежевать туши и ремонтировать корабельные снасти. «Я понимал, что на мне лежит огромная ответственность, а это было совершенно для меня непривычно. Волк Ларсен оказался прав: прежде я не стоял на своих ногах. Мои адвокаты и поверенные управляли за меня состоянием, доставшемся мне от отца, сам же я не знал никаких забот. Только на шхуне научился я отвечать за себя. А теперь, впервые в жизни, должен был нести ответственность за другого человека. И это была величайшая ответственность, какая может выпасть на долю мужчины, ведь я отвечал за судьбу женщины, которая была для меня единственной в мире».

Кульминация истории. Ван-Вейден имеет возможность расквитаться со своим обидчиком — злобным и аморальным Волком Ларсеном. Но предпочитает не убивать его, осознав, что его враг уже стал калекой и убивать его — значит предать уже свои ценности.

Седьмой  этап. Обретя силу, Ван-Вейден теперь получил и способность жить и поступать в соответствии со своими ценностями. Самый яркий пример — эпизод, когда Хэмпфри случайно натыкается на Волка Ларсена и собирается убить его. Сам капитан предлагает ему это сделать. Но, оснознав, что теперь Волк Ларсен тяжело болен и недавно ослеп, он отказывается применять свою силу против того, кто заведомо слабее. Сам его противник убил бы не задумываясь в такой ситуации. Но Ван-Вейден выбирает путь жизни по своим ценностям, а не аморальным правилам Волка Ларсена.

Современной интерпритацией сюжета о мужской инициации вполне можно считать фильм «Бойцовский клуб» — там тоже замкнутый мужской коллектив, получение ран, необходимость проявлять агрессию для того, чтобы выжить в новой среде. Но это уже совсем другая история.

Читайте также. Где мужчине взять силу.