Четыре условия, при которых мультики будут полезными

Советы от детского психолога Екатерины Гольцберг

Сейчас принято ругать мультики, дескать, вон они какие нехорошие – учат плохому, картинка примитивная, сюжет никакущий, плохие слова употребляются героями… Но я сегодня буду говорить о пользе мультиков. Да-да, о пользе!

Есть несколько простых правил сделать просмотр мультфильмов полезным для ребенка.

10Первое. Просмотр мультфильмов должен быть безопасным для зрения. Для этого необходимо лимитировать просмотр мультиков только одним источником их трансляции. Лучше чтобы это был стационарный телевизор, который с собой не возьмешь и в карман не положишь. Тогда ребенок будет смотреть мультфильмы в строго определенном месте, в определенное время. А не так, как это бывает у иных родителей — то за обеденным столом с планшетом или, извините, —  сидя на унитазе, но со смартфоном. Жесткое место просмотра выставляет рамки и дает возможность родителю в большей степени регулировать время, проведенное у экрана. К тому же, телевизор обычно расположен на достаточном расстоянии от глаз ребенка.

stopВторое. Детям до двух лет просмотр мультфильмов не рекомендован.
Какие мультики «вредны» для психики ребенка? Недавно по интернету прошел мэм, где кто-то посмеялся над тем, что на мультиках стоят ограничения, например 2+, что, мол, что тут можно ограничивать? А вот можно и нужно. Во-первых, ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) определила нормы, в которых не рекомендуется смотреть мультики детям до трех лет. Правда на данный момент эта норма пересматривается, снижая этот возраст до двух лет. Но это, скорее всего, делается в угоду родителям, которые постоянно хотят отвлечь ребенка, но не знают как это сделать без мультиков. Во-вторых, в мультиках для разных возрастов разная скорость передачи изображения, так как то, что нам взрослым будет казаться замедленным, ребенку, например до трех лет, будет по ощущениям диким «экшеном» и следить за сюжетом будет сложно. В третьих, подача картинки для ребенка до трех лет должна исключать большое количество деталей, что дает ему возможность сосредоточиться на сюжете и понимать его. И последнее: в мультиках для маленьких должны быть простые диалоги, а не сложноподчиненные предложения, что помогает ребенку развивать речь, а не замедляет ее развитие. При этом речь, конечно должна быть правильной, исключать большое количество междометий и слов-паразитов.

Kids_Watching_CartoonsТретье. Мультик не должен мешать ребенку играть.
У меня есть свой личный способ отличать хорошие мультики от плохих. Нужно включить мультик и закрыть глаза. Если вы с закрытыми глазами понимаете, что сейчас происходит на экране, то мультик можно считать условно хорошим. Если же, закрыв глаза, вы услышите что-то типа «пиуу-бах-ту-ду-ду-вжик-там-тарам-пам-бац!», то скорее всего вы смотрите что-то вроде «Огги и кукарача» или «Маша и Медведь», где очень мало диалогов. В таких мультфильмах ребенку, да впрочем и взрослому, чтобы успевать следить за сюжетом, необходимо смотреть телевизор, не отрываясь взглядом от экрана. А так не должно быть. Ребенок должен смотреть мультик приблизительно так же, как если бы вы читали ему книжку с картинками – слушая и поглядывая на экран, при этом играя и двигаясь. Или ваш малыш и книжку слушает сидя неподвижно? Ребенок должен иметь возможность во время мультиков двигаться, проигрывать увиденные сюжеты, общаться с другими детьми и взрослыми по ходу обсуждая происходящее на экране. И сказать ему: «Цыц! Сиди и смотри!» — будет абсолютно неправильным!

Что касается сюжетов, то они тоже должны соответствовать возрасту. И тут проблема не в том, курит ли Капитан Врунгель. А в том, поймет ли ребенок то, что смена названия лодки «ПОБЕДА» на «БЕДА» и стало ключевым в сюжете.peppa_pig_family

Четвертое. Каждый мультик погружает ребенка в реальность и важно понимать, соответствует ли реальность актуальной ситуации жизни ребенка. Есть мультики про семью, где сюжет строится на фоне семейных отношений. Это «Свинка Пеппа», «Фиксики», «Барбоскины». Эти мультики формируют правильное отношение к семейным ценностям, учат общаться с родителями, братьями и сестрами, другими родственниками, просить прощения, строить отношения с близкими. Есть мультики, которые отображают взаимоотношения в детском коллективе и там присутствует команда из персонажей с разными характерами, такие как «Щенячий патруль», «Октонавты», «Лунтик», «Смешарики», где ребенок может понять, как его поведение в коллективе может отразиться на взаимоотношениях с друзьями. Эти мультики учат общению, дружбе, формам взаимоотношений, формируют отношение ко лжи и предательству.

Многие родители, я знаю, недолюбливают мультик «Свинка Пеппа», считая, что он слишком примитивен и учит детей «плохому». Там ироничные шутки над папой или прыгание по лужам. В общем, есть над чем повозмущаться. Однако за этим баловством родители не замечают, что в мультике показаны замечательные семейные отношения, где есть место любви, доверию, юмору и где связь между поколениями – не громкие слова, а реальность. Да, картинка проста и даже наивна, но вот детям трех-пяти лет это как раз то, что нужно! А диалоги – это же вообще на цитаты можно разбирать!

А вот мультик «Маша и Медведь» я бы рекомендовала смотреть именно родителям, для понимания того, каким должен быть «идеальный родитель» — терпеливым, понимающим, прощающим и включенным в жизнь ребенка. Именно таким и является Медведь, который находит правильные педагогические подходы к Маше – типично гиперактивному ребенку.

Читайте також. Сім мультфільмів для свідомого оптимізму