Не ждите от ребенка медалей

Отцовский клуб открывает новую рубрику — Dad’s health. Здесь наши отцы-авторы будут рассказывать о спорте и здоровом образе жизни. И не только самих себя, но и, конечно же, своих детей.  Первый материал — о том, что нужно и что не нужно делать, чтобы увлечь ребенка спортом. Несколько важных «можно» и «нельзя» от медицинского директора клиники Porcelain Ярослава Павленко.

Начнем с позитива. Первое – нужно выбрать правильную мотивацию. Любовь к спорту возникает не  потому “надо”, а потому “приятно или ”весело”. Детский спорт — это не про результаты и первые места, а скорее про удовольствие. Не потому что папа сказал, что это полезно, а потому что ребенку на тренировках весело и здорово. “Ура, завтра едем на великах кататься, кто со мной?” — такое предложение хочется поддержать. А вот приказной тон в стиле: “Завтра поедем на великах и это не обсуждается!” убивает правильную мотивацию.

Ведь для ребенка  спорт — это игра, а не гонка за достижениями. Дети младшего школьного возраста (до 6-7 лет) воспринимают спорт только как разновидность веселья или игры. Поэтому все совместные активности лучше вовлекать побольше людей. В баскетбольное кольцо можно бросать мяч с папиных плеч, а в настольный теннис играть 2х2 с новыми участниками на открытой площадке. Можно устраивать дворовые турниры, договорившись с соседями – в общем, сделать это время эмоционально позитивным.

Второе. Родителям важно поддерживать интерес детей к спорту фильмами и книгами. Ошибка большинства родителей в том, что они рьяно настаивают на занятиях спортом. В результате отбивают охоту у детей заниматься даже зарядкой. Посмотреть хорошие фильмы вроде “Каратэ-пацан” или “Принцесса льда” (“Бей и кричи” или “Уходя в отрыв”) – неплохой способ поддержать интерес к спорту.

Третье – перед тем как начать регулярные тренировки, выясните к какому уровню нагрузок ребенок готов. Для этого нужно провести диагностику растущего организма. Более того, эту диагностику стоит регулярно повторять.

А теперь про то, чего делать нельзя

Первое – не нужно нацеливать ребенка на медали. У детей, которых нацеливают на высокие результаты, обычно не остается свободного времени и ресурсов для жизни вне спорта. У них часто случаются травмы, причем не только физические, но и психологические. Почему? Ребенок находится в постоянном напряжении и стрессе из-за завышенных ожиданий взрослых. Спорт становится обузой, а не источником силы и радости.

Второе – помните, что профессиональный спорт вреден для ребенка. Конечно, никто не говорит, что тренер-профессионал — это плохо, зачастую только специалист может научить правильной технике. Но нужно помнить, что слишком большие и регулярные физические нагрузки на неокрепший скелет могут привести к сколиозу и излишнему и психическому напряжению. Каждому родителю под силу научить своего ребенка роликам, футболу или лыжам. Так же и с плаванием. Тренер поставит вашему ребенку правильную технику и научит правильному дыханию и наверняка сделает это лучше вас. Но стоит ли продолжать тренировки после того, как ребенок освоил главные стили и стремится к олимпийским высотам – большой вопрос.

Читайте также. Таблеток для смелости не бывает

Третье. Нельзя нарушать обещания. Отцам или матерям нужно самим быть последовательными. Не бросать дело на половине пути. Выбрать дни для совместных тренировок. Совместный спорт с ребенком дисциплинирует: если папа уже пообещал, что в субботу он будет с дочкой заниматься, то свое обещание нарушить не может. Потому что слово отца должно быть весомым и стоить достаточно дорого. Я занимаюсь спортом, но не всегда получается это делать в будние дни, и не так, как хотелось бы. Но субботний день я провожу с дочерью. Пока мама занята со своими клиентами, мы катаемся на роликах или велосипедах. Недавно начали заниматься теннисом, чаще всего это происходит в отелях, где есть возможность выйти на корт.

Четвертое. Неумение совладать с эмоциями может перечеркнуть все ваши усилия. Можно купить дорогой велосипед и накричать на ребенка из-за того, что он не сразу научился его водить. И все усилия и покупки – насмарку. Можно арендовать лыжи и раскритиковать сына за то, что плохо на них стоит – тоже, считай, дело пропало. Роль взрослого — поддерживать, хвалить и

давать обратную связь! Вполне вероятно поначалу у него не будет получаться, ведь у него нет столько опыта. Помните одно их золотых правил Юлии Гиппенрейтер: «Эмоции, которые переживает ребенок во время обучения важнее самого процесса обучения».


 

Читайте также. Ярослав Павленко — пять правил общения отца с дочкой