Как излечить себя от детских травм?

У нас всех было разное детство, у кого-то счастливое, у кого-то – не очень. Те, кому не хватило любви и внимания в детстве, до сих пор лечатся от своих психотравм и пытаются воспитывать своих чад не так, как воспитывали их.
Существует методика, которая называется reparenting – то есть работа с родительской подструктурой личности с помощью психотерапии. Что это такое, и как оно может помочь во взрослой жизни? Об этом «Отцовский клуб» расспросил профессора и  доктора психологических наук Павла Горностая.

— Павел Петрович, расскажите, что такое reparenting?

— Это медицианский термин, прямые переводы которого неудачны. Перевоспитание – звучит как-то слишком юридически. Точнее сказать – переродительство, но попробуйте это выговорить. По сути, это психотерапевтическая методика, призванная исправлять проблемы, возникшие из детских психологических травм, связанных с родителями.

— Детские психотравмы – это опыт насилия со стороны взрослых?

— Нет, не только. Любые проблемы ребенка, с которыми он не смог справиться самостоятельно, приводят к целому ряду проблем, вплоть до структурных нарушений его личности. Методика используется в таком направлении психотерапии, как транзактный анализ. Согласно ему, каждый человек может пребывать в одном из трех эго-состояний: Родительском, Взрослом или Детском. Соответственно, могут рассматриваться три такие же структурные части личности. Так вот, reparenting исправляет проблемы формирования Родительской эго-структуры личности человека.

— Какой именно стиль общения родителей травматичен для детей?

— К примеру – родители постоянно предъявляют к ребенку взаимоисключающие требования. Папа говорит: «будь смелым и решительным», а мама считает, что нельзя подвергать себя слишком большой опасности. Или – мама просит ребенка быть внимательным к чувствам других людей, а папа считает, что мужчина не должен быть чувствительным. Или еще хуже – мама говорит, что пить нельзя, а папа говорит: «кто не пьет, тот не мужик». Но сын ведь хочет быть настоящим мужчиной! Все это приводит к глубоким внутренним конфликтам, вызванным невозможностью одновременно выполнить оба предписания.

Бывают и другие причины психотравм, к примеру – физическое отсутствие родителей (дети из детских домов).  Либо родители есть, но по разным причинам они малодоступны для ребенка. Например, папа занят карьерой или бизнесом, мама – лечением депрессии из-за проблем в отношениях с папой.  Либо родители больные, или слишком старые.

Доктор психологических наук Павел Горностай
Доктор психологических наук Павел Горностай

Еще одна причина  –  очень жесткие и авторитарные родители. Так, если мама подавляет и унижает сына, бьет его, это может приводить не только к нарушениям в структуре личности, но и к патологиям сексуального поведения. Практически у всех сексуальных маньяков были жестокие матери.

Метод reparenting работает с последствиями таких издержек воспитания.

—  В чем выражаются последствия детских психотравм в жизни взрослого человека?

— Прежде всего, это проблемы с самооценкой, непринятие себя или разных сторон себя. Под «проблемной» самооценкой я понимаю не только заниженную, но и завышенную самооценку. Иногда такие люди, чтобы скомпенсировать глубоко запрятанный комплекс, любой ценой стремятся чего-то достичь: в бизнесе, в карьере, в спорте. Они становятся зависимыми от этого. Другие – «повышают» свою проблемную самооценку подавлением и унижением других. Из-за детских психотравм мужчина чувствует себя недостаточно мужественным, женщина – недостаточно женственной, красивой или сексуальной. Внутренний Родитель такого человека часто играет негативную роль, постоянно говоря ему: «Ты самый плохой», «Ты ни на что не годишься».

— Кто придумал reparenting?

— Классический reparenting был разработан супругами Аароном и Джеки Шифф и использовался, в частности, для лечения шизофрении. Они исходили из предположения, что шизофрения – это поломка именно родительской структуры личности. Они погружали своих пациентов до глубокого уровня возрастной регрессии, «возвращая» их в детство,  вплоть до младенческого уровня. И работали с ними, выступая в роли символических родителей. Психотерапевтическое воздействие заключалось в том, что, выводя человека на уровень, когда Родительское эго-состояние не сформировано, они фактически «отключали» его, а затем «выращивали» новое, имитируя воспитание детей маленького возраста.

Результаты были очень хорошими, по некоторым данным до 80% вылечивалось от шизофрении. Обычная статистика такова: длительная ремиссия (практически – излечение) при этой болезни наступает в одной трети случаев при успешной терапии, еще у трети может наступить спонтанная ремиссия без терапии, и еще треть – не излечивается вообще. Чем объясняется высокий уровень выздоровления у Шиффов, неизвестно, возможно, особенностями выборки пациентов. Поэтому их высокие показатели не означают, что они могли бы вылечить от шизофрении 80% всех больных. Эти методы достаточно дискуссионные, их многие ученые критиковали. Кроме того, они очень энергозатратные, что, возможно, сказалось на здоровье его создателей.

Читайте также. Откуда берутся плохие отцы? Интервью со Светланой Ройз

Поэтому в современной психотерапии чаще используются разновидности reparenting. Один из них – точечный reparenting. Меняется не вся родительская структура, а ее наиболее проблемные участки. Например, нейтрализуются родительские интроекты, то есть родительские установки или запреты, которые усвоены некритически, и человек живет, слепо им следуя. Некоторые запреты вполне позитивны – «Не убий», «Не укради» (они известны как христианские заповеди). Это тоже родительские установки, связанные с супер-родительской фигурой Бога, в них нет ничего плохого. Но есть очень вредные Родительские запреты, которые мешают человеку жить.  Например, установки «Не будь важным!», «Не думай!», «Не чувствуй!», или еще хуже – «Не живи!».

— А откуда появляется такая установка?

— Она бывает, например, у нежеланного ребенка, которого мама отвергала с самых первых дней его жизни. Даже если она прямо не говорила «Чтоб ты сдох!» (а так тоже бывает), ребенок все равно чувствует непринятие мамой, а, следовательно – и всем остальным миром. Самое опасное в том, что человек впоследствии реализует эту установку. Речь не всегда идет о прямом самоубийстве, чаще – о стиле жизни, который укорачивает жизнь. Примеры такого скрытого суицидального поведения – опасная езда на машине, наркотики и т.д. Терапия в данном случае состоит в том, чтобы нейтрализовать эти запреты и заменить их разрешениями.

Некоторые клиенты говорили, что впервые в жизни испытали любовь к самому себе

Есть вариант методики под названием «self-reparenting, ею можно заниматься самому, без помощи терапевта. Человек разрешает себе то, что раньше не мог себе позволить в силу родительских запретов или других негативных событий. Он ищет возможности, как реализовать свои потребности и изменить свою жизнь в позитивную сторону.

— Как это происходит?

— Есть разработанная процедура. Человек как бы заключает контракт с самим собой, где он формулирует способы поэтапной реализации своих желаний в ближайшей и отдаленной перспективе.

— Существует и мой собственный вариант методики reparenting, появившийся на стыке трансактного анализа и психодрамы. Во время терепевтического сеанса клиенту предлагается рассматривать две фигуры – он-взрослый и он-ребенок. Клиент представляет себя в возрасте, например, трех лет. В индивидуальной терапии обе роли по очереди исполняет клиент, иногда одну из ролей замещает терапевт. В групповой терапии – в обеих ролях могут использоваться другие участники группы как актеры. Путем организованного взаимодействия с обменом ролями – мы добиваемся понимания, контакта, переживания чувств и принятия самого себя.

— Для этого клиенту необходимо вспомнить эпизод из своего детства, который был самым травматичным?

— Воссоздание и переигрывание травматической ситуации – это другая методика, она называется redecision, или перерешение. Там стоит цель получить новый опыт, отличный от пережитого во время травмы. Здесь мы работаем с ситуациями, когда человек не может точно вспомнить травму, или травматизация представляет собой растянутый во времени процесс. Человек беседует с собой как с ребенком, выступая «родителем» самому себе, его Родительская эго-структура изменяется и дополняется новым опытом. Здесь важен не просто контакт, не просто обмен информацией, а взаимное переживание, в том числе – чувства любви: во взрослой позиции – к себе-ребенку, а в позиции ребенка – к себе-взрослому. Это фактически переживание любви к самому себе, которое и является наиболее целительным. Результаты очень интересные. Иногда клиенты говорят, что первый раз в жизни испытали подобное чувство.  Другие говорят: ощущение такое, что внутри появилось что-то, чего раньше не было. Это образно можно назвать «пересадкой психологического органа». В родительской эго-структуре появляется сильное позитивное начало, человек приобретает разрешение принимать себя безусловно и позитивно к себе относиться.  После таких сеансов обычно самооценка значительно укрепляется.

Беседовал Владислав Головин 

Читайте также. Почему девушки выбирают плохих парней? 

Читайте также. Если папа — психолог