2642593426_b1f7e7d95b_o

Почему ребенок не хочет учиться

Психолог Светлана Ройз разложила по полочкам все причины отсутствия мотивации. Чаще всего дело не в детях.

Ко мне часто обращаются  с такой просьбой «Хочу, чтобы психолог поработал с ребенком-школьником. Совсем нет мотивации учиться».  Но психолог  не может взмахнуть волшебной психологической палочкой или волшебным мотивирующим ремнем и сделать из ребенка «учебного паиньку». Психолог не может убедить ребенка в том, что неинтересное  якобы интересно. Или что страшное совсем не страшно.

Хорошая новость – психолог может пристально и не очень пристально смотреть на всю семью и задавать неудобные и дурацкие вопросы. А это поможет понять отчего мотивация не сформировалась. Или куда она делась. И вопросы, и ответы на них могут вызвать у родителей удивление, сопротивление, злость, недоверие, осознание.  И если это осознание происходит, оно само по себе терапевтично.

Психолог, например, может с заведомой провокацией спросить — а ваш ребенок видит, что вы сами учитесь? Насколько вы сами долго будете делать то, что считаете бессмысленным, не получая внутреннего вознаграждения, не видя действенного результата. Находясь под прицелом оценок, без свободного времени? вы сами с высокой мотивацией делаете неинтересную и рутинную работу? Вам самим легко все время оправдывать чьи-то ожидания? Вы счастливы?

Родители возражают — ну есть «но есть же слово  «надо». С этим поколением такое слово не работает. Современные дети часто задают вопрос — Зачем? Они сосредоточены на том, в чем видят смысл. Если мы не можем его показать, они ищут что-то для себя «осмысленное», а еще чаще — связанное с удовольствием (часто это игра).
Слова «надо», «должен», «сделаю» говорят о развитии части мозга, отвечающей за контроль над импульсами. У современных детей именно эта часть мозга «включается» позже. А в подростковом возрасте иногда выпадает из активности.

Но эти самые части мозга вместе с этими самыми словами активизируются, когда у нас есть расписание дня, режим дня, когда есть планирование, когда у ребенка есть постоянная небольшая значимая ответственность, когда есть «ритуальные» действия — ритуалы семьи, когда в семье поощряются вопросы — и поиски ответов, когда вся семья каждый день узнает что-то новое, когда есть должная физическая активность. А еще, когда ценности родителей совпадают с их действиями в мире. Когда нет «двойных посланий».

Давайте исследовать — какие могут быть мотивации? Идти в школу, идти на работу?

— Игровая. Тогда в школу он приносит игрушки, либо играет по своим правилам. В любой момент может сказать — «Стоп игра» и выйти из учебного процесса.  А взрослый тоже играет в работу. Когда не подчиняется расписанию, дедлайнам, старается делать только то, что интересно, избегает ответственности.
— Социальная мотивация. Ребенок идет в школу дружить. Часто в ущерб учебе. Если отношения не складываются, может отказываться учиться. У взрослого немного похоже — он идет на работу для удовлетворенности контактами, иногда сидит в рабочее время в соцсетях.
— Мотивация достижений. Ребенок идет в школу за высшими отметками.  Если не удается быть успешным, мотивация снижается. Взрослый идет на работу за статусом, похвалой руководителя, зарплатой.
— Учебная мотивация. Ребенок идет в школу учиться. Осознанно. За знаниями. Взрослый — идет реализовывать свой потенциал.

Если все виды мотивации присутствуют в нашей жизни одновременно и удовлетворяются — это огромное счастье. Самая зрелая из мотиваций, конечно, учебная. До учебной мотивации часто нужно просто дозреть (это одна из причин не отдавать ребенка в школу до семи лет.

young studiing boy isolated on white backgroung

Теперь собственно о причинах. Почему не хочет учиться? Ребенку, возможно:

  1. Небезопасно. Когда ребенку страшно, он перестает воспринимать новую информацию. Если человек находится в хроническом стрессе или травматизации, снижается долговременная память. Многим детям с дефицитом цинка действительно сложно запоминать стихи и формулы. Ведь цинк воздействует на гиппокамп —  часть мозга, хранящую важную информацию. Бывают еще такие страхи:
    — ребенок может бояться конкретного учителя
    — ребенок упустил азы, предыдущий материал и боится проявить неуспешность.
    — ребенок может бояться совершить ошибку — школа заточена на поиск ошибок, а не на подчеркивание успехов. Наша задача научить ребенка тому, что ошибаться можно. И наша задача замечать успехи и приложенные усилия ребенка.
    — ребенок может бояться конкретных одноклассников, которые его дразнят.
    — ребенок может бояться идти в туалет в школе. Ему легче саботировать школу, чем признаться в этом
  2. Устал. Посмотрите на бледных, сутулых, с синяками под глазами детей. Если вы верите в витамины — давайте. Если есть возможность, пусть отсыпаются и выгуливаются.
  3. Органические причины — дислексия, СДВГ, разновидности ММД, все, что считается «диагнозами». Важно, чтобы родители понимали, в чем проявляется особенность поведения и восприятия ребенка и искали способы коррекции. Таких детей настолько много, что это уже может считаться вариантом нормы.  Для начала, посмотрите фильм — «Звездочки на земле»
  4. Ребенок сопротивляется:
    — школьной системе с ее жесткими правилами и авторитарностью;
    — авторитарному учителю, который не вызывает уважения;
    — мстит школе, за то, что у него нет свободного времени, времени на себя.
  5. Ребенок также может сопротивлятся родителям:
  •  Если родители сфокусированы на «внешней» успешности
    — Сопротивляется давлению, несправедливости, мстит за обиды и боль — доступным для него способом
    -Сопротивляется родителям, самооценка которых зависит от успешности ребенка,
    — Родителям, которые сами перестали развиваться
    -Сопротивляется родительскому перфекционизму
  1. Внутренние причины:
    Разочаровался в том, что может быть «успешным»
    Не верит в себя
    Нашел способ привлечения внимания неуспешностью
    Не видит смысла в том, что делает
    Ребенок интровертного типа, которому сложно адаптироваться к группе
    Последствия травматизации
    Таким способом может проявляться ревность к старшему-младшему брату-сестре

Призывы от учителя в стиле «Поговорите с ребенком, надавите на него, взывайте к ответственности» — бесполезны.

Запрос родителя к психологу — «Усильте его мотивацию» — некорректен и тоже ни к чему не приведет.  «Говорить» и трансформировать, как правило, нужно что-то во всей семейной системе. Причем, безотносительно успешности в учебе.

Когда родители говорят, искренне, из любви и заботы — я волнуюсь о том, кем он будет — я говорю «Дети не будут — они уже Есть». К сожалению, они часто чувствуют себя принятыми и любимыми, и значимыми, когда демонстрируют успешность. Они так перегружены нашими ожиданиями, что часто уже не знают, чего сами хотят.

Напоследок поделюсь клиентской историей (с разрешения клиента). Родители — мотивационные спикеры. Сами ведут мотивационные семинары, заточенные на выращивание успешных людей. Их сын — 13-летний парень — ощущение было, что он старше меня — сказал: «В моей семье разговоры только об успешности, об известности, о лидерстве. Родители мне много раз говорили, что хотят мной гордиться. И я все годы старался, чтоб мной гордились. До 7 класса я был отличником. Потом вдруг ночью подумал, а что будет, если им не будет, чем гордиться. Они что — перестанут меня любить? Выгонят из дома? Я не могу жить, все время оправдывая чьи-то ожидания- родителей, учителей, незнакомых людей, которым мои родители обо мне на своих семинарах рассказывают. Получается, что у меня нет свободы. Я хочу понять, чего хочу я….»

Школа — только часть жизни. А наши дети — не будут. Они уже есть. :-) Добрых вам взрослений

Светлана Ройз