Не хочу учиться: как заинтересовать ребенка?

Детям не интересно учиться — с такой проблемой, наверное, сталкивается большинство родителей. Дети приходят из школы раздраженные, недовольные. Им задают много домашних заданий, заниматься которым приходится самим родителям. Самое главное, дети не понимают, что от них требуют и какая польза от этих знаний.

ССтандартная система образования не создает интерес, потому что у ребенка нет свободы выбора. Хотя в начальной школе он есть. Там много внимания уделяется не только количественным предметам, а и творческим, например, музыке, рисованию, танцам. А в старшей школе весь упор делается на системное обучение. И дети, не чувствующие тягу к точным наукам, абсолютно теряют интерес. Даже ученики с математическим складом ума все равно недополучают знания, так как средняя школа усредняет все требования. Одаренным детям зачастую тоже становится скучно. Дети с богатым воображением не могут реализовать свои таланты, так как таких предметов просто не предусмотрено в обычной школе.

Складывается впечатление, что в настоящее время нынешняя система образования в школе построена только для сдачи ЗНО. Это скучно, не интересно, и направлено на банальное заучивание для решения тестов. Конечно, это убивает у детей желание учиться. И здесь можно найти корни других проблем: списывания и плагиата. Дети не считают, что, жульничая, они виноваты — ведь так построена система. Эти знания все равно не помогают детям в дальнейшей жизни, они нужны только для сдачи экзамена.

Учить надо не против течения, а найти свое течение, свой поток- YOUTH Flow Academy

В последнее время, к счастью, появляются примеры новой системы образования, в частности, интегрированное обучение. При такой системе образования, например, понятие воды изучается недельным циклом в разрезе математики, химии, знаний природы, искусства, музыки, пр. Главный принцип такого образования, что ребенок не сравнивается с другими детьми, их достижения рассматриваются индивидуально, оценивается собственный прогресс с учетом личных талантов и способностей. Но пока таких примеров в Украине мало, и подобное образование очень дорого.

Читайте также. Почему ребенок не хочет учиться

Поэтому родители ищут для детей дополнительное альтернативное обучение на выходные. Есть мнение, что это перегружает детей, но зато у них остается возможность мечтать, учиться мыслить нестандартно, придумывать и реализовывать в жизнь свои идеи. Ведь альтернативная система образования нацелена не на сдачу экзаменов, а на обогащение личного опыта и знаний ученика, на развитие его умений размышлять, создавать, творить, экспериментировать. Для этих целей используется, например, проектная деятельность.

Задумайтесь, на каких предметах в старшей школе сейчас разрешено фантазировать, придумывать, творить, создавать?

Дети объединяются в команды по 3-5 человек по своему усмотрению, в соответствии с личными качествами, дополняя один другого, где каждый ребенок может проявить свои таланты. Дети сами выбирают интересную для них тему проекта. Каждый член команды активно участвует в совместной работе. Кто-то может придумать, кто-то описать идею, кто-то нарисовать, создать презентацию, посчитать бюджет, оценить риски и т.д. Для каждого участника группы есть своя роль. Главный принцип работы в команде – взаимное дополнение. Так они становятся само-мотивированными в участии в проекте, в достижении его целей. Это может бизнес-идея, может быть социальный проект. Они учатся определять главную ценность их идеи, нужность идеи для предполагаемых клиентов, делают анализ рынка, расчеты, создают MVP (минимально жизнеспособный продукт).

Читайте также. 25 способов узнать как на самом деле у ребенка дела в школе

Дети учатся коммуницировать в проекте друг c другом, организовывать свое время, договариваться о встрече с нужными специалистами. Важно предоставить детям возможность получить опыт от настоящих практиков. Это вдохновляет детей на достижение результата.

И вы бы видели восторженные глаза детей и их энтузиазм, когда они на итоговом форуме проектов презентуют перед комиссией и родителями свои результаты. Это тоже колоссальный полезный опыт: умение делать презентации и выступать перед аудиторией. Так они пробуют свои силы и совершают первые шаги в будущей самостоятельной жизни.

Автор — Татьяна Измайлова, преподаватель Youth Flow Academy, кандидат педагогических наук, управляющий партнер в консалтинговой компании «Необходимо и достаточно». 

Материал опубликован в рамках совместного проекта Отцовского клуба и Youth Flow Academy

Youth Flow Academy — Академия дополненного образования, где школьники учатся эффективно и самостоятельно управлять своей жизнью