Как отучить ребенка от смартфона? А иногда — и оторвать? Роман Голованов, отец и психолог, рассказывает о своем опыте организации лагерей и походов правилу digital detox.

… DIGITAL DETOX. Я присутствовал на каждой экспедиции, и как отец и психолог имел возможность наблюдать за детьми и их трансформацией с момента «положили смартфоны в защитную коробку» до мгновения «а вот и пришло время, пожалуйста, заберите ваши смартфоны назад».

В «мои» лагеря дети едут на отдых без смартфонов. Есть такие лагеря, где мы не ограничиваем в этом детей, но здесь у нас действовало особое правило, которое охотно поддержали все родители.

Роман Голованов с детьми

В первый час БЕЗ гаджета уровень тревожности немного поднялся

Кто-то уговаривает и просит его вернуть обратно. Сидит, скучает и думает, чем бы себя занять. Другие играют и общаются со сверстниками, легко забыв о своем гаджете. Кто-то интересуется всем новым и ставит много вопросов, а что дальше?

Откровенно скажу: большинство детей чувствовали себя дискомфортно. И это было им на пользу. Я знаю, как это, потому что и сам бывал на вызове 4М, три дня без гаджетов. Тебе трудно переключить мозг на окружающую Карпатской красоту, ты постоянно ждешь «пилюлю счастья» (звук сообщения, новое уведомление и комментарии). И дети тоже)). То есть, мозг требовал времени, чтобы переключиться.

Читайте также: Александр Усик: 5 принципов, которые боксер усвоил от своего отца

Но здесь нашей целью было заинтересовать детей природой, научить их заботиться о себе, принимать решения в нестандартных ситуациях. Именно поэтому природа и командное взаимодействие, а не гаджет, были нашими лучшими друзьями и помощниками.

Третий день БЕЗ гаджета

Да, мы спланированно создаем ситуацию, когда у детей есть час-два без программы, чтобы стимулировать их к поискам. В итоге: кто-то просто отдыхает, кто-то играет в компании с другими, а кто-то работает с огнивом / разжигает огонь / носит дрова / копает / мастерит и т.п.

Для них это новый, уникальный опыт: побыть наедине с самим собой, со своими мыслями и без гаджетов.

Когда ребенок грустит, это НОРМАЛЬНО

Не нужно совать ему в руки смартфон или планшет и включать мультфильм. Не давайте ему экран — дешевую «пилюлю гормона счастья». Пусть ребенок сам подумает, чем себя занять. Если устанет, то просто закроет глаза и отдохнет.

Пусть в моменты «мне скучно» мозг ребенка будет стимулировать его к поискам. И, таким образом, он будет тренироваться мыслить творчески. Напомню, мозг ребенка развивается только тогда, когда получает тяжелые задачи. Если задача легкая — тыкать пальцем по экрану — мозг «засыпает».

Наш мозг «падок» на дешевый серотонин. Он любит «залипнуть» в разных видосиках или бесконечном «скроллинге» ленты Facebook. Но всё имеет свои последствия.

Этой осенью у меня будет серия встреч с родителями и детьми в различных школах, лицеях, общинах и сообществах, где языком исследований я попробую показать всем желающим проблематику гаджетизации и природу как метод, как отучить ребенка от смартфона.

Четвертый день БЕЗ гаджета

Все дети (без исключения) пребывают в условиях дикой природы: Бескиды Карпат, палатки .. все по-настоящему.
Максимально много общаются друг с другом и решают непростые задачи. Изучают основы выживания в лесу: фильтруют воду, разжигают костер без спичек, строят шалаш и т.п. Многие работают над собственным характером, тренируются.

Читайте также: Мэтью МакКонахи — лучший отец года в США в 2020 году

ДЕТСТВО — невероятный ресурс

В летних походах я наблюдал за детьми разного возраста, от 7 до 16 лет. Все они с огромным творческим потенциалом, способны и умны. Но для них нужно создать условия, даже иногда дискомфортные: дождь, грязь, воду — надо вскипятить, кроссовки — стирать, брюки — переодевать, палатку — застегивать, свою посуду — мыть. Но все (без исключения) смогли. Задачу выполняли, дистанции преодолевали, и в конце мы получили множество положительных отзывов.

Цифровая зависимость — НОВАЯ ПАНДЕМИЯ

Я также отец, и цифровая зависимость — это моя проблема. Гаджет, экран — дешевая няня; всегда легче сунуть тревожному ребенку экран, и он становится тихим и спокойным. Однако в разы труднее уделять ему время и мотивировать его другими интересными вещами из окружающей среды. Но эффект от гаджета будет тихим и разрушительным. Технологии умнеют, а интеллектуальный потенциал человечества ослабевает.

Если ребенок уже научился манипулировать и в момент, когда мы не даем ему гаджет, начинает кричать, плакать и требовать, мы должны быть твердыми и стоять на своем, но при этом не просто запрещать, а объяснять, почему это вредно. Предлагать альтернативу. Демонстрировать собственный пример…

Как отучить ребенка от смартфона: СОБСТВЕННЫЙ ПРИМЕР

Конечно же, ребенок видит нас со смартфоном везде: утром, в туалете, на кухне. И что хуже всего — в спальне, где вечером мама и папа общаются со смартфоном, а не друг с другом.

Это беда.

И проблема как раз в том, что ребенок все «видит», а это формирует модель / образец для подражания. Нам, взрослым, самим нужна помощь.

Поэтому еще лет 4-5 назад мы с семьей выработали одно правило и добавили его как ценность: за обеденным столом мы общаемся и не пользуемся смартфонами. Это наша ценность. Если кто-то об этом забывает, мы напоминаем о наших принципах друг другу. В общем, на кухне у нас нет смартфонов.

Следующий вызов — избавиться смартфона в спальне, после 18.00-19.00. Поэтому стоит откровенно признать, наша постоянная занятость — серьезный стартер для цифровой зависимости наших детей. Давайте и дальше продолжать учить детей и использовать гаджеты не только для развлечений, но и для развития.

Читайте также: Родительский инстинкт — как быть альфой

Пятый день, дорога домой. ВОЗВРАЩАЕМ гаджет

Уровень счастья — зашкаливает. Дети улыбаются и прыгают, будто им дали килограмм конфет на каждого. Они спешат включить гаджеты, подключиться к интернету и забрать накопленные в играх награды. Начинают листать ленту, смотреть видосы. Ищут друг друга в Instagram, обмениваются контактами.

Полезны гаджеты? — Да! Могут ли они повредить мозг? — Да! Что слишком, то не здраво.

Проблема не только в экране, но и особенно В КОНТЕНТЕ

Желудок потребляет калории, а мозг — цифровой контент. Что «едят» наши дети? Сколько они потребляют? Есть ли вероятность, что они будут потреблять что-то токсичное? А может быть передоз? А какие последствия? Давайте помнить — мы то, что мы едим.

Теме смартфонов и экранов я уже посвящал 5-6 видео на моем Youtube-канале, но пока не удается достучаться до большинства родителей. Проблема только набирает обороты. Ее решение зависит исключительно от родителей. Ведь именно они являются самыми влиятельными тренерами жизни для детей. Давайте и дальше вдохновлять детей и давать им импульс к новым свершениям.

Автор: Роман Голованов