Психолог Светлана Ройз детально разобрала проблему, которую родители редко решаются обсуждать

У меня много запросов на эту тему — почему ребенок берет чужое. Однако причин “воровства” может быть такое огромное количество, что корректнее дать “точки входа” в поиск таких причин. Единичные случаи — не повод для волнения, но если мы замечаем систематическое присваивание чужого, пора важно задуматься.

Читайте также: Игромания снижает успеваемость

Ребёнок до 3-х лет берет чужое

Все, написанное ниже, может быть профилактикой того, что может проявляться в более старшем возрасте.
Лобные доли мозга, обеспечивающие контроль над импульсами только-только включаются в работу. Ребёнок учится усилием воли останавливать свои “хочу”. Мы можем, когда видим, что ребёнок справился с искушением, поддержать его: “Я видела, как тебе хотелось взять чужую игрушку без спроса. И так рада, что ты смог сдержаться”… Если ребёнок берет чужое: “Это чужое, когда мы берём что-то чужое без спросу — это неправильно и называется воровством. Давай спросим разрешения или поиграем чем-то другим”).

Ребёнок учится тому, что существуют “границы”. Он исследует правила. Ему намного легче освоить знание о чужих границах, когда мы уважительно относимся к его — спрашиваем разрешения, можно ли взять его игрушку, не заставляем делиться своим, не хватаем его на руки и не меняем траекторию его движения, как минимум, предупреждаем о своём желании. Не вмешиваемся в его рисунок без спроса, после того, как ребёнок сказал о себе “Я” — стараемся не употреблять местоимение МЫ о действиях ребенка (мы пошли в садик, мы покакали и проч), если в семье несколько детей — не передаём игрушки старшего без его разрешения младшему.

Единственному ребёнку в семье важно знать, что все-таки не все вещи мира принадлежат ему 

Мы уважительно относимся к своим границам. Ребёнку важно знать, что есть наше время, что не все прикосновения приятны, что есть наши личные вещи, и что нам иногда важно побыть самим.

Читайте также: Конференция для отцов 

Примеры причин воровства, с которыми сталкивалась в практике с детьми от 5 лет и до … (конечно, это все неосознаваемо у детей (и взрослых) с гармоничным развитием) и универсальных способов терапии нет, важно “точечно” разбираться с ситуацией.

1) Ребёнок часто ворует игрушки в садике (берет чужие вещи в школе)

— Берет вещи постоянно у одного и того же ребёнка или детей одного “типа” — возможно, хочет “присвоить” себе качество этого ребёнка (помните истории о том, как съедая печень индейца, соплеменник приобретал его храбрость? .

— Хочет почувствовать близость к нему (хочет дружить, но не знает, как построить отношения), выбирает такой обходной способ контакта.

— Мстит за обиду, (как правило, ребёнок телесного типа — кинестетик выбирает для “ответных действий” — канал тела). Если боится ударить — может выбрать “материальный объект”.

— “Возвращает” свою боль, уязвимость тому, кто, по-его мнению, “несправедливо” получает внимания и блага.

— Если ребёнок ворует одно и то же (например, только машинки) — возможно, потерял важную для него вещь. Как правило, если у него отобрали или украли, или отдали любимую игрушку. Если “зафиксировался” на этом, может “возвращать” себе образ этой вещи с каждым “воровством”.

2) Ребёнок присваивает постоянно разные вещи у разных людей
— Возможно, таким образом ощущает себя “частью группы”
— это может быть завуалированной формой агрессии
— редко:  способом привлечения внимания
— ребёнку важен эффект новизны. Прочитайте, пожалуйста, о дофамине, о риске. И о том, что при пресыщении — нам нужно все больше стимулов и вещей для “получения удовольствия”.

3) Ребёнок периодически ворует деньги
Предыдущие пункты + важно узнать, на что ребёнок тратит средства. Деньги — это ресурс. На что они тратятся: на удовольствия, на вкусняшки, на друзей, возможно, ребёнком манипулируют.

У ребёнка школьного возраста есть потребность в карманных деньгах. Важно определить сумму и периодичность “выплат”, важно учить ребёнка “распределять бюджет” — сам факт воровства может быть “знаком” того, что пришло время обсуждать тему бюджета и финансов.

Возможно, ребёнку нужны карманные деньги и он боится о них попросить.

Возможно, ребёнку нужен драйв от самого факта “добычи”, важно проанализировать его склонность к риску.

Читайте также: Как подружить ребенка с деньгами

Если он берет деньги у конкретного человека
– Важно понять, почему именно у него?
– например, почему именно у мамы/папы?
– мама/папа не заметит?
– мама/папа не накажет?
– у мамы/папы деньги в доступе?
– мама/папа не чувствительна к нарушению границ?
– у мамы/папы есть чувство вины и ребенок таким способом “компенсирует” его?
– это месть маме/папе за невнимательность или авторитарность?
– проявление конкуренции?
– деньги “вместо” внимания, тепла, заботы,
– или наоборот — стремление быть похожим, “отщепить” себе какую-то часть?

На самом деле таких пунктов очень много. И семейные системные терапевты могут предложить поискать причину в том, что бабушки и дедушки этого ребёнка могли быть раскулачены, лишены “ресурса”, пострадать от воровства. И дети таким странным образом компенсируют несправедливость.
И мы сейчас исключаем органические нарушения.

Нам важно не просто убрать симптом — сам факт воровства — нам важно найти причину. Иначе “симптом” может просто изменить форму.

За системным непродуктивным поведением ребёнка — сигнал неблагополучия. И нам важно быть внимательным к сигналам и причинам.

Добрых взрослений!
(этот материал будет частью главы новой книги. Ссылка на авторство обязательна)

Светлана Ройз