Дети

Кем стал ребенок, который медленно читал

Многие родители воспринимают диагноз «дислексия»  ребенка как личную трагедию. Неумение читать или очень низкая скорость чтения, как кажется взрослым, обрекают сына или дочь не безрадостную жизнь. Но чтение — не единственный способ познания мира. Отец троих детей Малоф Абрахам столкнулся с дислексией своего младшего сына еще в конце 1970-х. Сейчас его сын вырос и по нему не скажешь, что неумение читать стало для него проблемой. Вот рассказ отца.…

Когда наш младший сын, Джейсон, был совсем маленьким, он опережал многих сверстников в развитии. Казалось, что растет маленький гений. Но в восемь лет он полностью изменился. Как будто перестал взрослеть. Он никак не мог научиться читать. Мы сделали ему все возможные анализы, все было в порядке. Решили подождать – может он перерастет эту проблему. Но и в 12 лет ничего не изменилось – он по-прежнему не читал.  Конечно же, мы много занимались с ним и школьные учителя много занимались с ним, но все, что они в итоге могли сказать – только констатация: «Джейсон не умеет читать».

Мы долго и напряжено искали, в чем причина, пока кто-то наконец-то не предположил, что ребенок болен дислексией. В те времена это  — это были 1970-е годы — был очень редкий диагноз. Оказалось, что в городке Амения в штате Нью-Йорк есть специальная школа для дислексиков. Мы отправили Джейсона на летнюю программу в эту школу.

Мы надеялись, что проблема будет решена и через какое-то время нам отдадут читающего ребенка. Вместо этого мы услышали нечто совершенно другое: «У вашего сына тяжелая форма дислексии. Чтение для него – как изучение иероглифов. Но скоро у него начнутся и отклонения в поведении, потому как он уже приближается к подростковому возрасту. Поэтому мы советуем вам продлить лечение в нашей школе и на следующий сезон». Мы были расстроены, но согласились.

"Внутренняя борьба". Скульптура в Центре по работе с дислексиками в Новой Зеландии. Слова есть в книге, но ребенку трудно собрать их, для него они как будто улетают.
«Внутренняя борьба». Скульптура в Центре по работе с дислексиками в Новой Зеландии. Слова есть в книге, но ребенку трудно собрать их, для него они как будто улетают.

Вернулись домой в Техас, а Джейсон остался в этой спецшколе. Она находилась в сельской местности и в ней с детьми много занимались на природе – скалолазание, прогулки верхом. Детям поручили много физической работы. Идея педагогов состояла в том, чтобы дети усваивали знание из опыта, а не сидя за партой.

Лучше всего было то, что учителя школы помогли Джейсону обрести самое важное: уверенность в себе. Когда родители постоянно напоминают ребенку что в нем плохого, то даже самый стойкий может потерять веру в себя. Вместо этого учителя обращали внимание на его способности и поощряли его стремление развивать их. Конечно, они работали и над его чтением, но большего всего они давали Джейсону и другим ученикам понять: кроме чтения есть другие способы усвоения информации и все они легки. Они повесили в школе список изобретателей и выдающихся людей-дислексиков – Уолт Дисней, Томас Эдисон, Леонардо да Винчи, Генри Форд. Этот список помог Джейсону и мне понять, что с ним все в порядке. Ему просто нужно учиться иначе. Здесь, с местными учителями в Техасе я все равно бы постоянно обращал внимание на то, что он не умеет делать. Но эти удивительные учителя были сфокусированы на том, что у него получается, и оказалось, что получается у него много чего и очень неплохо!

Когда родители постоянно напоминают ребенку что в нем плохого, то даже самый стойкий может потерять веру в себя

Какие именно способности они нашли у Джейсона? Те, которые могли найти и мы, не покидая Техаса. Джейсон вырос в Техаском городке и все детство провел в детской верховой школе. Мне постоянно говорили о том, как сын хорошо умеет обращаться с лошадьми, но для меня эти навыки мало что значили. «Что из того? – думал я – Кому это теперь нужно?». Я приходил на его соревнования по скачкам только по одной причине – это важно для моего сына. Я так стремился сделать из него успешного человека, что пропустил то, что ему давалось легко, и где он показывал высокий класс.

Что же было с Джейсоном дальше? После двух лет в спецшколе для дислексиков он вернулся домой, закончил обычную школу и поступил в колледж у нас в Техасе, где прошел двухгодичный курс менеджмента ранчо. Он учил все о лошадях и о природе – как раз о том, чем он увлекался с детства и в чем был силен. И он расцвел. Вскоре он женился на прекрасной девушке, сейчас у них двое замечательных и талантливых детей. Уже в 22 года он купил себе большой участок земли, сейчас он управляет собственным ранчо, в котором 2200 лошадей. Все не устают удивляться здоровью его лошадей. Он стал звездой в Техаском коневодстве. Его новый метод трансплантации эмбрионов лошадей показал эффективность в 100%, что до него было недосягаемым результатом. Чтобы следить за всем огромным ранчо он купил вертолет, а потом придумал и собственное телевизионное шоу «The Helicopter Horseman”.

Я получил серьезный урок: таланты и способности ребенка принадлежат только ему. Они не были моими талантами и я их попросту не заметил. Жизнь повторилась —  когда-то мой отец не обращал внимания на мои способности и всеми силами стремился сделать из меня звезду футбола. Я был настолько занят решением проблемы, что не видел ничего на свете кроме этой проблемы. За проблемой я не увидел человека.

Отрывок из книги «Если бы я был твоим отцом» Джулии Эспи.

Подпишитесь на рассылку чтобы каждый день получать в свой почтовый ящик оригинальные статьи и советы экспертов.
↓ Получите лучшее от нас прямо в свой почтовый ящик


    form_image